Операция "Спасение Деда Мороза"

 

Логопедический праздник: «Операция «Спасение Деда Мороза»

(Дифференциация Л-Р)

          Правильное, четкое произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения,   гармоничного развития.

          Звуки Л — Р ребенок смешивает наиболее часто, причем не только на слух, но и в произношении (вместо слов пара, крыло, зеркала можно услышать лала, крыро, зелкара).

Работа по дифференциации звуков Л — Р помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а также является основой грамотности письма.

 

Тема:

Коррекционная - «Дифференциация звуков Р-Л»;

Грамматическая - «Звонкие согласные Р-Л»;

Лексическая – обогащение словаря, активизация речи.

 

Цели:

·       Учить детей различать звуки Р-Л, автоматизировать эти звуки в связной речи;

·       Развивать у детей слуховое внимание, память;

·       Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;

·       Совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез;

·       Развивать коммуникативную сторону речи.

 

Оборудование: плоскостное изображение Деда Мороза, доска, мел, серии предметных картинок, карточки с перепутанными слогами, спички (счетные палочки), цветные карандаши, заготовки «половинки».

 

План занятия:

       I.          Организационный момент.

 

     II.          Основная часть.

1.     «Услышь звук» - хлопни.

2.     «Слоги перепутались».

3.     «Четвертый лишний».

4.     Игра «Договори словечко»

5.     «Добавь звук»

6.     Развитие моторики - «Составь ёлку»

7.     «Украсим ёлочку».

8.     Физминутка.

9.     Загадки.

10.  Скороговорки.

11.  Пословицы.

12.  Разложи подарки в два мешка - для мальчиков и девочек

13.  «Поможем кролику» - развитие мелкой моторики.

 

   III.          Подведение итогов.

 

I.                    Организационный момент.

Уточнение пространственно-временных представлений. Какие сегодня число, день недели, месяц, время суток, время года?

Логопед: Сегодня у нас не простое занятие, к нам в гости пришла Снегурочка.

Снегурочка: Какие вы сегодня красивые! Кто же вы сегодня?

Дети: Я Волшебница, у меня в руках волшебная палочка. Я – Золушка, у меня красивое платье. Я - веселый клоун, у меня колпак. Я одноглазый пират – у меня повязка на глазу. И другие ответы детей.

Л: Посмотрите, с ней нет Деда Мороза. Снегурочка, а где же Дед Мороз?

С: Мы с вами должны помочь Деду Морозу, выручить его из беды, его заколдовал злой волшебник. Для этого вы будете выполнять задания, которые мне передал волшебник и тогда волшебство потеряет силу»

Л: Мы будем повторять звуки Р-Л, а помогать нам будут наши друзья, которые пришли на карнавал (волк, кенгуру, корова, лось и другие).

 

II.                    Основная часть.

Сообщение темы, уточнение артикуляции, характеристика звуков.

 

1.               «Услышь звук» когда услышишь звук Л – хлопни, а наши звери будут внимательно за вами следить. (Приложение 1)

С: Молодцы! Так мы скоро освободим нашего Дедушку Мороза!

 

2.               «Слоги перепутались»- детям выдаются карточки со словами, в которых перепутаны слоги, нужно составить слова. (Приложение 2)

 

3.               «Четвертый лишний» - что лишнее и почему?

Л: Помидор, яблоко, морковь, картофель

     Хурма, брусника, персик, груша

     Ворона, воробей, комар, сорока

     Волк, корова, белка, лось

     Колун, лопата, лампа, пила

 

4.               Игра «Договори словечко»

Л: Я буду начинать слово, а вы- договаривать, добавляйте слог ЛЫ или РЫ

Шко-лы, шку-ры, ску-лы, ска-лы, коз-лы, ку-ры, узо-ры, забо-ры, ков-ры, уз-лы.

 

5.               Игра «Добавь звук»

Л: А сейчас задание сложнее - вам нужно вставить звук Л-Р вторым по счету, будьте внимательны!

Кадка - кладка, кошка- крошка, газ- глаз, каска- краска, кубок- клубок, кот- крот, сух- слух, сон- слон, пуд –пруд, тон –трон, бак –брак, бок –блок, пан -план.

С: Умницы! Все верно!

 

6.               Л: Дети, чего нам еще не хватает?

Д: Ёлки!!!

С: Правильно! А давайте мы с вами сделаем елочку!

Развитие моторики. Детям выдаётся по 9 спичек - нужно составить елочку по образцу.

Ёлка.png

 

7.               «Укрась елку»

Л: Ребята, давайте украсим нашу елочку, а для этого нам надо сначала починить гирлянду. Внимательно читайте слоги и зачеркивайте «перегоревшие» лампочки. (Приложение 3)

 

8.               Физминутка:  «Веселушка»

Ой- ой- ой! Ой- ой- ой!

К нам пришел волшебник злой!

Он руками помахал,

Всех детей заколдовал.

Дети головы склонили,

Замолчали и застыли.

Но пришли друзья зверюшки,

Вмиг злодея вон прогнали

И детей расколдовали.

А теперь пора читать,

Нам не надо унывать!

 

9.                   Загадки.

С: Для того, чтобы расколдовать Деда Мороза вам нужно отгадать загадки. Логопед читает загадки, а дети договаривают словечки.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд

Каждый в условленном месте стоит

И называется….алфавит.

Портфель у меня и не велик и не мал:

Лежит в нем задачник, букварь и ….пенал.

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я?...тетрадь

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог, я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я - школьный …ранец!

 Л: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились с этим заданием.

 

10.            Скороговорка.

С: Нужно произнести скороговорки без ошибок.

Такой мороз, такой мороз, берет за нос, дерет до слез.

 Ворон Карлсону оторвал карман, Карлсон завел моторчик и пропал.

 Хавронья полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла.

 

11.            Пословицы.

Л: Пословицы украшают нашу речь, делают ее ярче, выразительнее. Вам, ребята, нужно составить пословицы в правильной последовательности, так как слова рассыпались и перепутались. (Детям даётся набор слов). (Приложение 4)

 Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

 Слово - серебро, молчанье - золото.

 На чужой каравай рта не разевай.

Слово - не воробей, вылетит – не поймаешь.

Что написано пером – не вырубишь топором.

Л: Ну вот, ребятишки, вы и этот этап прошли. Молодцы!

 

12.            С : Ой, ребята, смотрите – уже мешок показался! Осталось последнее испытание. Вам необходимо проверить в порядке ли подарки для детей? Л: Злой волшебник заколдовал не только Деда Мороза, но и половинки подарков. Давайте поможем Деду Морозу и дорисуем половинки. А    потом разложим подарки в два мешка – для мальчиков со звуком Р, для девочек со звуком Л. (Детям раздаются карточки, на которых нарисованы подарки –дети дорисовывают). ( Приложение 5)

Л: Молодцы, вы справились! Вот и расколдовали Дедушку Мороза!

 

13.            С : Ребята, а какой год наступает?

Д : Год кролика.

Л : Верно, давайте поможем кролику добраться к нашей елочке. (Приложение 6)

 

III.Подведение итогов.

С : Спасибо, ребятишки! Нам с Дедушкой пора идти, нас ждут другие дети. Счастливого Нового Года!

Л: Кто сегодня приходил к нам в гости? Какое доброе дело вы сегодня сделали? Какое задание вам понравилось больше всего? Дома на каникулах нарисуйте героев нашего сегодняшнего занятия.

К нам на елку, ой – ё – ёй,

Дед Мороз пришел большой

Дед Мороз, Дед Мороз,

Он подарки нам принес!

 Он принес вам угощения.

Приятного аппетита и счастливого Нового Года!

 

Список использованной литературы:

1.     Баскакина И. В. Логопедические пгры. Приключения Л. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука Л. – М.: Айрис – пресс, 2008г.

2.     Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления звуков Р – Р’. Пособие для детей с нарушениями речи. – М.: «Аверсэв», 2003г.

3.     Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.

4.     Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. М.: Аквариум, 1995г.

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz