"Умники и умницы"

  ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Тема: Однокоренные слова 4-й класс

. Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова от данных; находить однокоренные проверочные слова к словам с безударной гласной в корне, с глухим или звонким согласным звуком на конце слова, с твердым или мягким согласным звуком на конце и в середине сло­ва; отличать однокоренные слова от сходных по буквен­ному составу слов с омонимичными корнями, от слов-па­ронимов и от слов-омонимов; развивать языковое чутье, внимание, мышление; воспитывать умение действовать в соответствии с правилами игры.

Ход игры

¦                                                  Оргмомент

Объявление темы, целей игры. Инструктаж участни­ков игры (объяснение правил, распределение ролей).

¦                                                  Выбор участников первого агона

Назовите три слова, однокоренных. слову «гриб». Назовите три слова, однокоренных слову «сад». Назовите три слова, однокоренных слову «дом».

¦                                                  Первый агон

Зеленая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

 

 

 

 

у

р

о

ч

к

а

 

 

 

 

и

р

ь

 

 

 

 

 

 

 

о

в

и

к

 

 

Желтая дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

 

 

 

 

 

 

Н

И

К

П

Е

Р

Е

 

 

 

 

 

О

К

 

 

 

 

 

 

 

А

Я

Красная дорожка. Найдите «сбежавший» корень с таблицы.

 

 

 

 

у

ш

е

к

 

 

 

 

н

и

ц

а

 

н

ы

й

 

Задание 2

Зеленая дорожка. Какое слово «лишнее»? Желтый, железный, желток.

Желтая дорожка. Какое слово «лишнее»? Рисунок, нарисовал, рисовая каша.

Красная дорожка. Какое слово «лишнее»? Носорог, носильщик, переносить.

Задание 3

Зеленая дорожка. Разделите на две группы слова, за­писанные на доске. Однокоренные слова к слову «вода» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к сло­ву «водить» обозначьте красными фишками.

Водяной, водитель, завод, паводок, поводок, водоросли.

Желтая дорожка. Разделите на две группы слова, записанные на доске. Однокоренные слова к слову «гора» обозначьте синими фишками, однокоренные слова к сло­ву «гореть» обозначьте красными фишками.

Горочка, горючий, сгорел, гористая, прогорел, при­горок.

Красная дорожка. Узнайте слово по его значению.

Однокоренное слово к слову «земля», обозначающее: «Житель той же местности».

¦                                                  Выбор участников второго агона

¦S Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «пою».

/ Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «танцую».

¦S Назовите однокоренное слово, проверочное к сло­ву «смотрю».

¦                                                   Второй агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Исправьте ошибки в предложени­ях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к исправленным словам.

Спиши на урок. .

Спеши слова.

Желтая дорожка. Исправьте ошибки в предложени­ях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к исправленным словам.

Хитрая леса.

Зеленые лиса.

Красная дорожка. Исправьте ошибки в предложени­ях, написанных на доске. Подберите проверочные слова к исправленным словам.

Острые мячи.

Детские мечи.

Задание 2

Зеленая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

Со звонкой на конце он значит

Примерно то же, что «не стар».

С глухой —¦ по наковальне скачет,

Звенит в ушах его удар. (Молод молот) Желтая дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

Я цвет одинаковый часто имею:

И с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить. (Луг лук) Красная дорожка. Отгадайте загадку, в которой две отгадки. Они отличаются одной согласной буквой в корне слова.

С буквой Т по реке плывет,

А со звонкой — на ветке растет. (Плот плод)

Задание 3

Зеленая дорожка. Как превратить стеклянную посу­ду в помещение для мытья? (Ваза ванна)

Желтая дорожка. Что надо сделать, чтобы длинная палка стала цифрой? (Шест шесть)

Красная дорожка. Послушайте рассказ и ответьте на вопрос:«В чем ошибка мальчика?

«В диктанте было предложение про дедушку, который отдохнул на скамейке и пошел дальше. Когда учительница возвращала тетради, она сказала Коле: «А ведь дедушка идо этого был седым». Какую ошибку допустил Коля? Как нуж­но было Коле проверить это слово?» (Сидел седел)

¦   Финальный агон

Задание 1

Зеленая дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова?

 

Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке.

Я и гайку отвинчу,

Я могу, если хочу,                

Телеграмму передать

И загадку разгадать. (Ключ)

 

Желтая дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова?

 

В тетради я бываю

Косая и прямая.

В другом своем значении

Я планка для черчения,

И, наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

 

Красная дорожка. Отгадайте загадку. Сколько слов-отгадок в ней, имеющих одинаковое написание? Как на­зываются такие слова?

 

У позвоночных я бываю

И горный кряж обозначаю. (Хребет)

 

Задание 2

Зеленая дорожка. Какой лопаткой не вскопаешь грядку?

Желтая дорожка. Какой кистью не выкрасишь стену?

Красная дорожка. Какой лук не растет на грядке?

 

Задание 3

Зеленая дорожка. Выберите прилагательное, харак­теризующее слово «коса» со значением «прическа» из данных слов: острая, песчаная, рыжая

 

Желтая дорожка. Выберите прилагательное, харак­теризующее слово «ключ» в значении «родник», из дан­ных слов: стальной, скрипичный, холодный.

Красная дорожка. О скольких норках говорится в стихотворении:

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла. (О двух)

¦                                                   Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Автор: Козырева Л. М.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz